Термин «реставрация» принадлежит новому времени. Но понятия «починка», «поновление» насчитывают многие столетия, так как произведениям искусства, потемневшим от времени или пострадавшим во время различных экстремальных ситуаций (междоусобные войны, пожары) необходимо было вернуть первозданный вид.
Методы «починки» в то давнее время были далеки от требований, предъявляемых современной реставрационной наукой. Профессии реставратор, конечно, не было, и поновление поручали «людям художественным».
Кто и когда первым начал заниматься реставрацией художественных произведений с целью сохранения их исторической ценности? В какой стране заложена научная основа этого дела? Найти точный ответ на эти вопросы довольно сложно. Ясно одно: с течением времени художественные произведения под воздействием внешних факторов теряют первозданный вид и красоту. А это, в свою очередь, порождает нужду в возвращении первозданного вида ценностям, ибо история живет не только в летописях, памяти людей, но и в работах мастеров искусств, сделанных вручную. И покуда живы эти предметы и произведения искусства, исторический период, к которому относятся эти реликвии, весьма близок и понятен нам.
Еще в XVIII в. наметились два основных направления в реставрации — «техническая» (или «механическая») и «художественная». Художественное направление имело богатую традицию, поскольку восполнением утрат занимались всегда. Новым в XIX столетии было то, что, восполняя утраты, старались не трогать оригинальные фрагменты. Суть технической реставрации, которая значительно потеснила художественную — в «консервации» произведения, в продлении срока его существования. Комплекс операций по укреплению вещей обретает в XIX в. строгую разработанность и делает «техническую реставрацию» основой всей реставрационной деятельности.
В нашей стране плановая и комплексная реставрация произведений искусства не имеет глубоких исторических корней. Научно-реставрационный центр музейных ценностей и памятных предметов создан только в 1957 году. В создании и формировании этой мастерской большая заслуга принадлежит азербайджанскому художнику-реставратору Фархаду Гаджиеву — первому, кто из отечественных мастеров искусства овладел этой профессией.
В настоящее время реставрация является немыслима без изучения как документальных свидетельств, так и без надлежащего физико-химического анализа памятника культуры. Другими словами, в XX столетии реставрация становится наукой, а сам процесс ее проведения включает изучение памятника, его фотофиксацию на различных этапах работы, и, что не менее важно, коллегиальное обсуждение, широкую гласность и постоянный контроль за выполненной работой. Воссоздание произведения ведется обратимыми методами, с использованием материалов подобных, но отличных от авторских. Делается это для того, чтобы в любой момент реставратор мог вернуться к началу своей работы и изменить сделанное ранее.
Пожалуй, самым сложным в деле реставрации является принятие решения о степени реставрационного вмешательства. Здесь недостаточно ремесленных навыков, тут необходимы чутье и вкус, осторожность и тщательная взвешенность используемых приемов.