Стюардесса или стюард (бортпроводница, бортпроводник) - эксперт рядового состава на водных и воздушных судах, выполняющий на них работы по обслуживанию пассажиров.
В сентябре 1998 года на ассамблее Международной организации гражданской авиации ИКАО (International Civil Aviation Organization - ICAO) представители всех государств согласились считать, что имеющееся официальное наименование профессии стюардесс и стюардов - FlightAttendant (букв. перевод - "летный помощник") необходимо заменить на Cabin Crew (букв. перевод - "экипаж салона лайнера") для того, чтобы повысить роль и статус этих специалистов в обеспечении безопасности на борту воздушного судна.
Основная задача бортпроводников - изготовить все возможное, чтобы пассажирам на борту авиалайнера было комфортно, и при этом - проследить за выполнением пассажирами правил техники безопасности. Бортпроводники ответственны за секьюрити пассажиров во время полета, а в случае ЧП обязаны оказывать пассажирам помощь.
Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот, что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 году в Германии в экипажи пассажирских самолетов стали включать третьего члена - стюарда. В 1930 году в США возникла мысль привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек. Это должно было послужить рекламе пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили, а любой ненужный кг имел значение.
На вопрос, когда появилась новая женская специальность "стюардесса", у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медицинская сестра из штата Айова. Она сумела убедить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин-медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан-Франциско - Чикаго первой из них - 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80). Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls - "небесные девушки") должны были не только оказывать первую медицинскую поддержка или, мило улыбаясь, давать кофе, но реализовывать строй других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были прибрать в салоне и пилотской кабине, испытать - надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, прибирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда авиалайнер прибывал в последний пункт, должны были поддержать наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст - не старше 25 лет, вес - не более 52 кг, подъем - не выше 160 сантиметров.
Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила.Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть милый тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь верный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост - от 170 до 190 сантиметров, у девушек - от 160 до 175 сантиметров.